Страничка педагога-психолога

Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает практический психолог.
Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.
Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду? Начнем с самого главного с целей и задач.
Для того чтобы ребенок развивался всесторонне психолог в своей работе предусматривает все аспекты развития:
Физическое развитие. Владение моторными умениями; ориентирование в движениях, жестами и движениями передавать выразительность ролевого поведения и т.п.
Социально-моральное развитие. Осознание задачи, планирование действий, умение исправлять свои ошибки, объединение с ровесниками на основе выполнения упражнений и задач и т.п.
Эмоционально-целостное развитие. Интерес к людям: их внешности, профессии , образа жизни и т.п.. Уважение к родителей, родственникам, педагогам, сверстников. Воздержание от ревности, соперничества, жадности и т.п.
Познавательное развитие. Развитие познавательных способностей: общих и логико-математических.
Речевое развитие. Развитие элементарных форм монологической речи, умение четко и логически высказывать свою мысль, активизировать словарь.
Художественно-эстетическое развитие. Эстетичное отношение к окружающей среде.
Креативное развитие. Развитие дивергентного мышления, творческого воображения. Нестандартные подходы к решению некоторых вопросов.

Педагог-психолог нашего дошкольного учреждения.
Самым сложным заданием для практического психолога детского сада — это организация продуктивного взаимодействия всех участников педагогического процесса, обучение их взаимодействию друг с другом и всех вместе. Это взаимодействие или совместная работа возможна при условии понимания и четкого исполнения всеми специалистами своих профессиональных и функциональных обязанностей.
Педагогические работники. Первые участники круговорота — это педагогические работники.
Основные направления роботы. Круглый стол, тренинги, семинары-практикумы, диагностика, индивидуальное консультирование, прайс-листы, памятки, общие рекомендации.
Родители. Следующие участники – это родители, на которых возложена вся ответственность за воспитание детей, но которые, в силу своей не информированности, возлагают эту ответственность на воспитателей, психолога и т.д. И первая задача — это донести до родителей важность воспитательного процесса именно со стороны родителей, помочь и подсказать как правильно нужно поступать в той или иной ситуации, как найти общий язык со своим ребенком не навредив и т.д.
Основные направления роботы. Просвещение, консультирование, диагностика, психологические уголки.
Дети. Ну, и конечно же самые главные участники всего педагогического процесса – это дети.
Основные направления роботы.
Диагностическая робота – это психологическое обследование детей, групп детей. Для выявления уровня развития или причин, которые замедляют это развитие и обучение.
Коррекционно-развивающая робота. Это направление деятельности психолога является самым сложным и ответственным, потому что включает в себя широкий спектр форм работы. Это индивидуальные и групповые занятия, работа с проблемами, как группы детей так и отдельных детей, личностных и познавательных сферах. И конечно же подготовка детей к обучению в школе.
Социально-коммуникативные игры. Благодаря этим играм у детей воспитываются и развиваются: чувство сплоченности, умение работать в коллективе, подчинение правилам.
Поддержка детей, которые попали в трудные жизненные обстоятельства.Рейды проверки на дому, ежедневный контроль за посещаемостью таких детей детского сада, индивидуальные беседы, консультации с близкими ребенку людьми.
Поддержка одаренных детей. Создание условий для дальнейшего развития их творческих способностей.
Поддержка детей, которые нуждаются в повышенном внимании. К ним относятся: неспокойные, конфликтные, стеснительные, агрессивные, замкнутые и тревожные дети, а также дети с речевыми нарушениями и с задержкой психического развития. Самое главное это своевременное выявление таких детей, выявления причин подобного проявления. И исходя из причин помогать детям адаптироваться в обществе. Быть уверенным в своих силах.
На занятиях поддержка хорошего настроения с помощью вспомогательных материалов:
• Камушки настроения (камушек улыбки, смеха, радости, удачи, веселья и т.д.);
• «Волшебных» палочек (палочки разных времен года, и соответственно выполняют разные желания);
• Игрушек
Обязательно подвижнее игры для поднятия настроения и после них релаксация для стабилизации. Все это стимулирует детей посещать детский сад, если не с радостью, то по крайней мере с ожиданием чего-то нового, интересного.
Очень важным пунктом работы практического психолога является подготовка ребенка к обучению в школе. Это проходит жирной чертой через всю работу со старшими дошкольниками. На любом коррекционно-развивающем занятии обязательно присутствуют упражнения, игры или мини-этюды, подготавливающие ребенка к обучению в школе.
Основные блоки при подготовке ребенка к обучению в школе:
• Морфогенетическая (психофизиологическая)
— состояние здоровья;
— функциональная зрелость.
• Социальная
— социально-личностная зрелость будущего первоклассника
• Психологическая
— мотивационная сфера;
— интеллектуальная сфера;
— эмоцианально-волевая сфера.
Психолог поможет Вам в общении с ребенком, раскроет новые грани характера малыша, поможет ему стать увереннее, общительным и жизнерадостным.

Консультации для родителей:

"Адаптация к детскому саду"

"Малыши - какие они?"

"Возрастные особенности развития детей 2 - 3 лет"

"Какие игрушки нужны Вашим детям?"

"Что должно беспокоить родителей в ребёнке"

"Невроз навязчивых движений у детей: как распознать и лечить"

"Какой должна быть жизнь детей, не посещающих детский сад"

"Говорю с ребёнком на языке игры..."

"Развитие внимания и восприятия у дошкольников"

"Рекомендации по развитию познавательной сферы"

"Рекомендации родителям по коррекции капризов, истерик и упрямства у детей дошкольного возраста"

"Игры и упражнения, повышающие мотивацию старших дошкольников к учебной деятельности"

"Игры для равзития самоконтроля у детей"

"Как справиться с проблемными детьми"

"Как преодолеть капризы?"